СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ
Томская область
Социалистическая политическая партия
«СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
ГлавнаяНовостиНаш депутатЛицаФото/ВидеоПриём обращенийГазетаКонтакты

Томский транспортный гамбит: год до катастрофы или подготовка к "брутто"-разоружению бюджета?

28 июля 2025

Константин Ушаков, депутат Думы Томска от партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ, обвинил мэрию в создании "управляемого хаоса", который выльется в многомиллиардные дыры в бюджете и взлет тарифов до 60 рублей, и намекает на закулисную игру перед выборами.

Решение администрации Томска заключить контракты с автобусными перевозчиками всего на год вместо запланированных семи лет вызвало шквал критики в городской думе. Депутат Константин Ушаков в жестком выступлении разнес аргументы чиновников и указал на целый ворох проблем, грозящих городу катастрофическими последствиями – от немедленного скачка цен на проезд до многомиллиардных бюджетных дыр. Его главный тезис: годовой контракт – не вынужденная мера, а первый шаг к опасной схеме.

"Управляемый хаос" вместо стратегии

Администрация Томска пытается объяснить срочный переход на годичные контракты с перевозчиками тремя причинами: нестабильная экономика, высокая ключевая ставка и грядущая в 2027 году передача полномочий по транспорту на уровень области. Депутат Константин Ушаков называет эти аргументы несостоятельными, а само решение – "управляемым хаосом".

Почему передача полномочий – не оправдание? Ушаков категорически отвергает этот довод как главную причину усечения контрактов: "В 27 году передаются полномочия. Они могут также передаться при заключенном контракте на 7 лет. Просто в том самом контракте поменяется заказчик, ничего принципиально не поменяется." Его ключевой вопрос к чиновникам звучит риторически и жестко: "Почему год тогда? Еще раз задаю вопрос." – ответа на который, по его мнению, так и не последовало.

Аргумент о высокой ключевой ставке как о непреодолимом препятствии для долгосрочных договоров Ушаков парирует напоминанием о затяжном характере проблемы. По его мнению, это давняя реальность, которую власти игнорировали годами, а теперь используют как оправдание сиюминутного решения.

Самый мощный удар Ушаков наносит, напоминая о многолетних предупреждениях, которые администрация проигнорировала: "Я с 21 года администрации города Томска ежегодно по несколько раз напоминал о том, что нужно заблаговременно просчитать, выработать стратегию, определить технические требования к подвижному составу и заблаговременно опубликовать контракт. Тогда еще была государственная поддержка лизинговых платежей, и предприниматели могли взять технику под 6%".

Власти, по его мнению, упустили идеальное окно возможностей, когда государственная поддержка делала долгосрочные инвестиции перевозчиков в обновление парка (лизинг) реальными и выгодными. Вывод Ушакова однозначен: момент для грамотного долгосрочного планирования и заключения 7-летних контрактов был намеренно или по халатности упущен, а нынешние аргументы мэрии не выдерживают критики.

Немедленные последствия: Лизинг в тупике и тарифный шок для пассажиров

Решение о годичном контракте – не просто бюрократическая формальность. Оно несет городу и его жителям конкретные, тяжелые последствия, которые ударят очень скоро. Главный удар придется по двум фронтам: невозможность обновления парка и неизбежный резкий рост цен на проезд.

Власти требуют от перевозчиков обновления парка: не менее 50% низкопольных автобусов большого класса (от 37 мест), возраст машин не старше 10 лет. Но годовой контракт делает выполнение этих требований финансово нереальным. Как объясняет Ушаков, перевозчики не смогут взять необходимую технику в лизинг на нормальных условиях: срок кредита (лизинга) в 3-5 лет просто не совместим с гарантией работы всего на один год. Банки или лизинговые компании не дадут деньги без долгосрочных гарантий.

Если перевозчики все же рискнут и возьмут лизинг на короткий срок с высокими ставками (которые сейчас очень велики), их финансовое положение станет катастрофическим уже в первые месяцы. Ушаков предупреждает о четком сценарии: "Они через месяц после заключения контрактов придут за увеличением тарифа. За увеличением тарифа не на 5-10%, а чтобы покрыть лизинговые платежи".

Это не спекуляция, а требование экономической логики и существующей методики расчета: "По методике расчета тарифа все лизинговые затраты должны включаться в себестоимость и в тариф".

Депутат дает конкретный и пугающий прогноз: тариф подскочит до 45-60 рублей. "Это реальные цифры, которые будут", – подчеркивает Ушаков, констатируя неизбежность такого сценария при выбранной властями стратегии годичных контрактов.

Годовая схема не решает проблему обновления транспорта, а наоборот, создает непреодолимые финансовые барьеры для перевозчиков. Единственным выходом из этого тупика для них станет требование резко повысить тарифы, и администрация, по словам Ушакова, будет вынуждена на это пойти по действующим правилам. Платить за эту недальновидность придется пассажирам из своего кармана уже в ближайшие месяцы.

За годом – выборы. За кулисами выборов – "брутто"-мина для бюджета

Депутат Константин Ушаков видит в решении о годичных контрактах гораздо больше, чем просто реакцию на текущие трудности. Он предупреждает, что это – заранее спланированная пауза, за которой скрывается куда более опасный сценарий для Томска, синхронизированный с политическим календарем.

Ключевая дата – ноябрь 2026 года, до которого будут действовать новые контракты. Но еще раньше, в сентябре 2026 года, пройдут выборы в областную думу. Ушаков прямо связывает этот электоральный цикл с планами по коренной ломке системы городских перевозок: "Не скрывается попытка завезти московские предприятия под брутто-контракты. Под обычные контракты московские компании не пойдут".

Год ожидания, по его мнению, – это время, чтобы подготовить почву для прихода крупных федеральных игроков, которые согласятся работать только по принципиально иной, крайне рискованной для бюджета модели – брутто-контрактам.

Суть этой модели-убийцы бюджета проста, но смертоносна: вместо оплаты за реально перевезенных пассажиров, город или область будут обязаны платить перевозчику фиксированную сумму за каждый километр пробега автобуса по расписанию, независимо от заполненности салона. Финансовые риски полностью перекладываются с бизнеса на плечи налогоплательщиков.

На практике это грозит финансовым коллапсом. Если будет заключен долгосрочный брутто-контракт, бюджет Томска или области окажется в кабале. Ушаков, основываясь на расчетах, озвученных еще в ноябре, прогнозирует катастрофические последствия: "Казовый разрыв гарантирован. Нехватка 2,5-3 миллиарда рублей будет не хватать ежегодно. Где-то их нужно будет доставать ". Это означает хронический дефицит, требующий экстренного изыскания астрономических сумм – деньги, которых нет и которые придется отнимать у других жизненно важных городских программ или брать в долг.

Печальным прецедентом такого сценария, по мнению Ушакова, служит недавняя история с "мусорной реформой" в Томске и "Спецавтохозяйством": искусственное занижение тарифов привело к разорению местного оператора, после чего цены для населения резко взлетели.

Кто проиграет и что уже потеряно?

"Развал транспорта, уменьшение количества подвижного состава, уход перевозчиков на областные перевозки, потому что в городе все сложно. Так оно все происходит", – напоминает депутат, видя в годичном контракте первый шаг к повторению разрушительного сценария с САХ уже в сфере пассажирских перевозок. Конечная цель, как он считает, – передача контроля крупным "московским" игрокам на кабальных для бюджета условиях, а итог – "самая жесткая катастрофа" для города и его жителей.

Пока администрация Томска настаивает, что "ни о каких брутто-контрактах речи не идет", а годовой срок – вынужденная мера, аргументы Константина Ушакова рисуют тревожную картину. Синхронизация коротких контрактов с электоральным циклом, игнорирование многолетних предупреждений о стратегическом планировании и очевидные риски бюджетного коллапса в случае перехода на брутто-модель заставляют задуматься: действительно ли годовой контракт – это решение проблем, или он сознательно создает условия для куда более рискованной и дорогостоящей для томичей игры? Остается открытым главный вопрос: что будет с пассажирскими перевозками в Томске после ноября 2026 года и кто в итоге заплатит миллиарды за этот "транспортный гамбит"?

Добавь в закладки
Социалистическая политическая партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ – ЗА ПРАВДУ»
Региональное отделение партии в Томской области

© 2006-2025