ГлавнаяНовостиНаш депутатЛицаФото/ВидеоКонтакты

26 декабря 2020

Как в Российской империи отмечали главный праздник зимы

На Руси начало года отсчитывали то с марта, то с сентября. Только в XVIII веке Пётр I перенес Новый год на январь и повелел всем бурно радоваться его наступлению, чего раньше делать было не принято. Почему после смерти Петра этот праздник забылся? Почему Рождество было важнее Нового года и как в Российской империи отмечали эти праздники?

В славянском календаре были праздники и обряды, связанные со сменой времен года, ведь люди зависели от природы и строили свою жизнь в соответствии с ее ритмами. День зимнего солнцестояния считался началом нового года в языческой Руси. Этот праздник проходил 21-22 декабря. Зимнее солнцестояние было важным событием в жизни земледельцев.

Этот день открывал начало самого тяжелого периода в году: холодных и часто голодных месяцев. Люди не могли быть уверены, насколько хорошо они готовы к зиме, как долго она продлится и смогут ли они пережить холода. В день солнцестояния задабривали богов, приносили им пожертвования. Большую часть скота забивали, потому что кормить животных в течение зимы было нечем. Так что начало нового года было к тому же единственным временем, когда люди ели больше всего свежего мяса.

В конце X века киевский князь Владимир Святославич принял христианство как государственную религию. Вместе с христианством из Византии пришли новый календарь и новые праздники, и языческие обычаи стали причудливо переплетаться с христианскими торжествами. Византия вела летосчисление "от сотворения мира" – с 1 марта 5508 года до н. э. по их счету. Русь тоже стала отсчитывать новый год с первого дня марта.

В это же время начинались полевые работы, земледельцы встречали пробуждение земли, поэтому празднование нового года весной не противоречило языческим традициям. А на время зимнего солнцестояния наложилось празднование Рождества – 25 декабря по византийскому календарю. К XV веку Русь постепенно перешла на счет лет "от Рождества Христова", то есть от предполагаемого года рождения Иисуса. Согласно этому летосчислению начало года приходилось на первый день сентября. В 1492 году, который был 7 000 годом от сотворения мира, царь Иван III, собиратель земли русской, перенес празднование начала года на 1 сентября. Таким образом, наступление года объединилось с праздником сбора урожая – это была погожая и сытая пора начала осени.

Никакого протеста перенос начала года не вызвал, ведь Новый год как праздник все равно не отмечали. Только царь, бояре и высшее духовенство стояли особую новогоднюю службу. Новогодняя церемония сводилась к общему молебну и поздравлениям, никакого народного гулянья с увеселениями не предусматривалось. В деревнях же люди календарей не ведали. У земледельцев все празднования были связаны только с полевыми работами, и люди совершали привычные ритуалы, связанные со сменой времен года. Новые правила приживались среди них медленно.

Только к XVII веку люди постепенно привыкли к значимости такого праздника – первого дня в году. И то лишь потому, что монарх со свитой выходили к народу после службы и торжественно поздравляли людей, а в городах организовывали гуляния и пляски. И все равно это было очень скромно по сравнению с тем, как отмечали Рождество – главный зимний праздник.

Как Пётр Великий Новый год отпраздновал

Когда на престол взошел Пётр I, помимо прочих реформ он ввел новое летосчисление. 20 декабря 1699 года он подписал указ о том, что новый год в России отныне начинается 1 января. Царь сделал это, чтобы синхронизировать российское летосчисление с европейским. Он считал, что календарное различие мешает стране сблизиться с европейскими государствами.

Пётр так говорил в своем указе: "Не только что во многих европских християнских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею Церковью во всем согласны – как валахи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его, великого государя, подданные черкасы, и все греки, от которых наша вера православная принята – все те народы согласно лета свои исчисляют января с 1 числа".

Царским подданным предстояло отпраздновать 1700 год первого января. Такой указ привел многих в смятение, ведь совсем недавно, осенью, люди уже отметили наступление нового года.

Пётр I приказал взять за правило и европейскую традицию украшать дома ветками вечнозеленых растений. Велено было держать эти украшения целую неделю.

Дословно царский указ гласил: "А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить".

Празднование Нового года при Петре лишилось церковной торжественности. Это были катания на санях, костры и горящие смоляные бочки, пальба, застолья и почти карнавальные шествия по городу.

На Красной площади устроили фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а горожанам приказали "учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится".

"Производить пляски и петь соблазнительные песни"

Пётр буквально приказал всем праздновать Новый год в январе и прописал, как это делать. Закономерно, что чуждые традиции не успели прижиться, а после смерти императора почти забылись. Людям уже не столь настойчиво напоминали о том, что есть такой указ – отмечать в январе новый год и украшать дома хвойными ветками. Известны только отдельные случаи празднований: например, императрица Елизавета Петровна любила новогодние маскарады, а Екатерина II в этот день устраивала застолье и дарила подарки своим придворным. Но все это происходило в кругу людей, приближенных ко двору.

Основным зимним праздником для всех слоев населения с их разным образом жизни и разными финансовыми возможностями было Рождество Христово. В деревнях перед Рождеством совершали обряды, которые сохранились еще с языческих времен. В канун праздника варили обрядовую кашу – кутью. Ее готовили из цельных зерен пшеницы, ячменя или риса, приправляли медом, изюмом и маковым или конопляным молоком. Кашу ставили на стол, покрытый соломой и скатертью поверх. Потом из-под скатерти вынимали соломинку и гадали. Окажется длинная – родится хороший урожай, а короткая – будет неурожай. В канун Рождества обеденному столу спутывали ноги, чтобы скот не сбегал в будущем году.

В сам день праздника пекли калачи, перепечи – ржаные колобки, фигурки из теста в виде овец, коров и других животных. Главными угощениями были свинина и рождественский гусь с яблоками.

Между Рождеством и Крещением отмечали двенадцать святых дней – святки. Церковь запрещала в эти дни работать, "заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни".

Однако с языческих времен сохранился обычай устраивать в это время колядки, ведь раньше в эту пору славили день зимнего солнцестояния, когда солнце поворачивается с зимы на лето. Колядки устраивали, чтобы в деревне рос хлеб, плодился скот и не приходили в дома болезни. Колядники надевали самодельные маски, бороды из льна и верхнюю одежду шерстью наружу или накидывали шкуры.

Источник: Ваши Личные Финансы

Александр Ростовцев о том, как оздоровить медицину и экономику Северска
Галина Немцева – гость в студии телекомпании Томское время
Выдвинуты кандидаты на дополнительные выборы
Объединение партий
Изменения в режим работы северских аптек внесены
Программа партии
Руководство
Устав партии
История партии
Контакты
Вступить в партию