Как появился Дед Мороз?
30 декабря 2024
Дед Мороз – персонаж вовсе не древний. В XVIII–XIX веках у нас в стране его и не знали.
Персонификация мороза, природной стихии холода, отмечается в восточнославянском ритуале приглашения "мороза" на праздничную трапезу (на кутью, кисель и блины). Нужно было накормить мороз обрядовой пищей, чтобы он не морозил посевы злаков. В пословицах и поговорках тоже вырисовывается образ сказочного Мороза – богатыря, кузнеца, сковывающего воду "железными" морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с глаголом "калить").
Однако образ фольклорного Мороза в литературе впервые описал лишь в 1840 году писатель Владимир Одоевский. Он издал сборник "Сказки дедушки Иринея", в котором одним из главных героев был Мороз Иванович.
Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Да и сказка приурочена была вовсе не к Новому году, а к весне.
Мороз Иванович у Одоевского живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. Вовсе не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу.
Образ при этом уже узнаваем: добрый Мороз Иванович – седой-седой старик, который "как тряхнёт головой – от волос иней сыплется". Живёт он в ледяной избе, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает горстью серебряных пятачков, однако и ленивицу не замораживает, как Морозко старухину дочь в сказке, а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку. Вот такой педагогический посыл.
Среди сказок, опубликованных А. Н. Афанасьевым в 1856 году, фигурирует Морозко – олицетворение зимы: зимний дух, дающий каверзные поручения двум девушкам, повстречавшим его в зимнем лесу. Сказка, неоднократно экранизировавшаяся советскими кинематографистами.
В поэме Николая Некрасова "Мороз – Красный нос" Мороз также был повелителем ледяного холода и пурги. Обходя свои владения, он любил хвастаться своей силой перед людьми. Мороз Некрасова тоже ходит по деревьям и испытывает героиню, спрашивая: "Тепло ли тебе, молодица?".
В пьесе Александра Островского "Снегурочка" Дед Мороз тоже властный и жестокий старик. Поэтому поначалу имя Деда Мороза никак не связывали ни с Рождеством, ни с Новым годом.
Долгое время Мороз Иванович не был связан и с праздничной ёлкой.
Объединение этих образов произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного "рождественского деда", который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник.
При Александре II упоминаются "старый Рупрехт", святой Николай или "дедушка Николай" – единичные попытки, которые не прижились.
Визуальное становление образа начало формироваться на рубеже XIX-XX веков. Именно тогда образованная часть русского общества познакомилась с поздравительными открытками, в том числе и с рождественскими.
Они быстро стали необыкновенно популярными. В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений. Культура поздравления с помощью открытки быстро проникла во все слои образованного общества: их стали импортировать из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран, а потом в стране начинали печатать и свои.
Под влиянием Морозко и Мороза Ивановича, открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы ХХ-ого столетия.
На почтовых миниатюрах массово стали красоваться надписи с именем Деда Мороза. Примечательно, что внешне Дед Мороз стал напоминать простого русского крестьянина: валенки, полушубок, меховая шапка.
В конце 1920-х – начале 1930-х годов в СССР празднование стало считаться религиозным, а потому дореволюционные традиции подверглись "разоблачению": стала распространяться идея, что Дед Мороз является пережитком языческого прошлого, языческим божеством, причём злым.
В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена праздничная елка. В декабре 1935 года член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете "Правда" статью, где предложил организовать для детей праздничные ёлки, после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой "рождественской" атрибутики.
Первый такой новогодний утренник провели в Харькове для детей. На праздник Дед Мороз пришел со своей помощницей внучкой Снегурочкой. На роль Деда Мороза взяли актера одного из харьковских театров, а на роль Снегурочки – девочку из Дворца пионеров.
Образ сказочного волшебника, и обязательно с внучкой-спутницей, дарящего детям подарки, был создан на основе таких вот утренников советскими кинематографистами.