Центр справедливости избавил томичку от кредита, полученного мошенниками
15 августа 2024
День 3 октября 2023 года стал для томички Лидии К. уроком на всю жизнь. В этот день женщине на сотовый телефон в мессенджере WhatsApp поступил звонок от мужчины, который представился сотрудником службы безопасности. Он сообщил, что на ее имя кто-то пытается взять кредит и для предотвращения данной ситуации необходимо сделать защиту. С этой целью мужчина прислал в чате ссылку, по которой женщине нужно было срочно пройти, чтобы защитить свои средства. А дальше все как в тумане – смутно помнит последовательность действий, знает лишь, что никакие коды звонившему не называла. Телефон перестал реагировать на какие-либо команды владелицы. С мужчиной разговаривала более полутора часов, звонивший пытался ее убедить, что он оформляет "защиту", поэтому телефон не реагирует, его нельзя выключать. Она понимала, что происходит какой-то процесс в ее кабинете "Сбербанк Онлайн", приход каких-то 70000 рублей, потом их снятие множество раз. Сообщений о данных операциях не поступало. У нее таких денег не могло быть, так как до звонка на карте было всего 30000 рублей.
Вернул Лидию в реальность муж, он предположил, что та стала жертвой мошенников. Он пытался связаться со своего телефона со службой поддержки Сбербанка для предотвращения неправомерных действий и блокировки банковской карты. Однако сотрудники банка не предприняли оперативных мер, ссылаясь на обязательный звонок с номера телефона, к которому привязана банковская карта.
Между тем разговор с мошенником все длился, средства с карты продолжали списываться. Супруги поспешили в полицию. Преступник дал "отбой" уже когда женщина находилась в райотделе. Там от нее приняли заявление, по которому возбудили уголовное дело, а ее признали потерпевшей. Как сообщил следователь, дистанционно была подключена программа, позволившая управлять телефоном удаленно. В общей сложности мошенники повесили на женщину более 85 тысяч рублей долгов. Кроме того, она потеряла и свои кровные 30 тысяч. Средства были переведены небольшими суммами на шесть разных счетов.
Уголовное дело впоследствии приостановили в связи с невозможностью установить личность обвиняемого, а жертва мошенников, не зная, как избавиться от свалившегося на нее долга перед банком, обратилась в Центр защиты прав граждан партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ. Правозащитники составили исковое заявление в суд с просьбой признать кредитный договор недействительным.
"Отказ от блокировки карты по причине звонка с номера, не привязанного к банковской карте, не может быть причиной для отказа блокировки карты. Доводы сотрудников безосновательны по причине того, что телефон попросту может быть украден и с этого украденного телефона любое лицо может произвести блокировку карты. В таком случае банк нарушает права пользователя на блокировку. При оформлении договора обслуживания в банке пользователь оставляет свои паспортные данные и прописывает кодовое слово. Служба безопасности Сбербанка могла при первом звонке спросить паспортные данные владельца карты и на этом основании заблокировать счёт, с которого на тот момент уже шли списания денежных средств на различные счета небольшими суммами. Но служба безопасности Сбербанка эту просьбу проигнорировала. Так же после первого звонка с просьбой заблокировать карту служба безопасности могла отказать, но принять меры наблюдения действий, совершаемых с картой. Если бы они обратили внимание на то, что после первого звонка на истца оформили кредитную карту и начали выводить деньги со счета на различные счета небольшими суммами, могли бы вовремя заблокировать карту. Но служба безопасности Сбербанка проигнорировала обращение и не сочла нужным отследить действия, совершаемые с указанной картой. Мы считаем, что служба безопасности своим бездействием позволила мошенникам оформить кредитную карту и снять средства со счета. По этой причине мы просили признать кредитный договор недействительным", – разъяснил руководитель томского Центра справедливости Юрий Полонянкин.
Судья пришел к выводу, что действия ПАО "Сбербанк России" нельзя признать добросовестными, поскольку банк должен был принять во внимание характер операции – получение кредитных средств с одновременным их перечислением на счета шести карт, принадлежащих другим лицам в течении 23 минут, и предпринять соответствующие меры предосторожности, чтобы убедиться в том, что данные операции в действительности совершаются клиентом и в соответствии с его волеизъявлением. Суд постановил кредитный договор признать недействительным, как и договор на выпуск и обслуживание кредитной карты. Лидия Козловская была избавлена даже от оплаты госпошлины в размере 300 рублей – эту сумму взыщут со Сбербанка.
Напомним, Центры защиты прав граждан – социальный проект партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ. За 10 лет работы специалисты Центров оказали БЕСПЛАТНУЮ правовую помощь 16 млн граждан. И в общей сложности помогли вернуть людям 70 млрд 350 млн рублей.
Центры защиты прав граждан помогают россиянам добиться перерасчета коммунальных платежей и пенсии, выплаты долгов по заработной плате, получить льготные лекарства, социальные выплаты, жилье для сирот и жителей аварийных домов.
Обратиться в томский Центр справедливости можно по телефонам 51-04-38 и 30-12-85.