СМС: срочная мошенническая схема
09 июня 2025
В 2024 году жители Томской области отдали злоумышленникам миллиард рублей личных сбережений! А всего за первые два месяца текущего года ущерб от мошеннических действий превысил уже 170 миллионов. На уловки "сотрудников службы безопасности" и псевдополицейских попадаются все: от пенсионеров и студентов до известных политиков и звезд шоу-бизнеса. Как и, главное, можно ли подготовить себя и своих близких к, увы, неизбежному общению с аферистами?
Пролог: Полтора часа кошмара
Лидия К. до сих пор с содроганием вспоминает тот роковой день. Обычное утро, планы на день – и вдруг звонок: "Здравствуйте, это служба безопасности вашего банка. На вашем счете подозрительная активность..."
Так начался полуторачасовой кошмар. Голос в трубке звучал настолько убедительно, что пенсионерка даже не усомнилась в правдивости слов звонившего. "Для защиты средств нужно срочно установить приложение", – настаивал "сотрудник".
"Я как будто попала под гипноз, – вспоминает женщина. – Он говорил так уверенно, я даже не заметила, как разрешила удаленный доступ к телефону".
Когда муж Лидии вернулся домой, он сразу понял – жена стала жертвой мошенников. Но было уже поздно: 30 тысяч собственных сбережений исчезли, а еще на ее имя оформили кредит на 85 тысяч рублей. Аннулировать кредит удалось только через суд при содействии юристов Центра защиты прав граждан (ЦЗПГ) Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Томской области.
"Банк нарушил протокол безопасности. Если бы сотрудники отследили аномальную активность, пенсионерка не потеряла бы свои деньги", – уверен Юрий Полонянкин, руководитель регионального Центра справедливости.
С подобными историями специалисты томского ЦЗПГ сталкиваются практически каждый день. В 2024 году юристы Центра защиты прав граждан помогли томичам вернуть более 125 миллионов рублей, в том числе кредитов и займов, оформленных откровенно мошенническим способом.
Как не пополнить список жертв? Давайте разбираться.
Глава 1. Навязанные товары: как пенсионеров заставляют покупать ненужное
Аферисты приглашают людей (чаще пенсионеров) на "бесплатные" мероприятия – проверку зрения или диагностику здоровья. Но суть подобных акций одна: улыбчивые "эксперты" в белых халатах навязывают собравшимся всевозможные (и зачастую бесполезные) товары: от массажных накидок и якобы медицинских приборов до БАДов и откровенных препаратов-пустышек.
Пример из практики томского Центра защиты прав граждан
Пенсионерка Мария К. пришла на бесплатную проверку зрения, а ушла с кредитом на 200 тысяч рублей за вибромассажную накидку. От щедрых "подарков" и "скидок" женщина растерялась и не смогла сказать "нет", когда ей предложили подписать некий договор. Позже она пожалела о своей покупке, к тому же выяснилось, что по медицинским показаниям ей нельзя пользоваться этим устройством.
Как защититься?
Требуйте полную информацию о товаре (срок возврата, противопоказания).
Не подписывайте договор сразу – возьмите паузу хотя бы на сутки.
Помните: вы имеете право вернуть товар в течение 14 дней, даже если он без явных дефектов.
"В случае с Марией мы добились расторжения договора и аннулирования кредита через претензию. Но лучше вообще не допускать подобных ситуаций", – отмечает Юрий Полонянкин.
Глава 2. Финансовые ловушки: страховки вместо вкладов
Схема обмана
Банковские сотрудники оформляют не вклад, а так называемые инвестиционные продукты. Клиенту обещают высокий доход, но не объясняют всех рисков.
Реальные случаи из практики томского ЦЗПГ
Александр Иванович положил более 1 миллиона рублей на вклад под 8,25 % на 12 месяцев. Условия были выгодные, но через год, когда он пришел в банк, оказалось, что снимать нечего: вместо вклада менеджер банка оформил пенсионеру инвестиционное страхование! Деньги вернули только после жалобы в ЦБ.
Оксана Витальевна – инвестор поневоле. Все свои накопления, 780 тысяч рублей, она планировала положить под проценты в банк. Но вместо вклада получила индивидуальный инвестиционный счет и потеряла 220 тысяч рублей из-за падения стоимости облигаций. После проверки ЦБ кредитная организация вернула пенсионерке все вложенные деньги.
Что делать?
Внимательно читайте договор – ищите слова "страхование" или "инвестиции".
Требуйте все документы на руки сразу.
Жалуйтесь в ЦБ РФ, если вас обманули.
"Центробанк часто встает на сторону потребителей в таких спорах", – говорит Юрий Полонянкин.
Глава 3. "Ваш счет взломали": телефонное мошенничество
Телефонные мошенники используют все более изощренные способы отъема денег у населения. Только за 2024 год от их действий пострадали тысячи жителей Томской области. Разберемся, как работают преступники и как защитить свои сбережения.
Как действуют мошенники: пошаговая схема обмана
1. Имитация официальных организаций
Звонок поступает с подменного номера, который в вашем телефоне может отображаться как настоящий. То есть на экране вы видите знакомые цифры, хотя на деле вам могут звонить через интернет из украинского Днепропетровска или даже с Мальдив. Кем чаще всего представляются злоумышленники:
– сотрудником службы безопасности банка;
– сотрудником МВД или следователем ФСБ;
– работником Пенсионного фонда или соцслужбы.
2. Создание атмосферы паники
Вам сообщают:
– о попытке взлома счета;
– о несанкционированном переводе;
– об оформлении кредита на ваше имя;
– о блокировке карты за подозрительные операции;
– об обвинениях в поддержке экстремистов и террористов.
3. Требование немедленных действий
Под предлогом "защиты средств" мошенники просят:
– назвать коды из SMS (особенно опасно сообщать коды подтверждения операций);
– установить приложение для удаленного доступа (например AnyDesk);
– перевести деньги на "безопасный счет";
– сообщить CVV-код карты или данные паспорта.
Реальные примеры
Случай 1. Пенсионерке позвонил "сотрудник банка", сообщил о списании 50 тысяч рублей и попросил заблокировать счет через код из SMS. В результате со счета исчезли 120 тысяч рублей.
Случай 2. Студенту звонивший представился "сотрудником ФСБ", обвинил в незаконном переводе средств за границу и заставил перевести 440 тысяч рублей для проверки (все сбережения родителей).
"Все чаще жертвами мошенников становятся дети. Новая схема, которая появилась совсем недавно, особенно цинична, – говорит Галина Немцева, лидер фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ" в Законодательной Думе Томской области. – То ‘‘завуч" заставляет ребенка сделать перевод на нужды школы, то кошмарит ‘‘представитель ФСБ". Но важно понимать: никакие госорганы так не работают, предупредите своих детей!"
Как отличить мошенников?
Важные признаки!
Настоящие сотрудники банка или госорганов:
Никогда не просят CVV-код от карты, пароли или коды из SMS.
Не требуют устанавливать приложения для удаленного доступа.
Не блокируют счета по телефону – это возможно только в отделении банка.
Подозрительные сигналы в разговоре:
Говорят очень быстро, не дают времени на раздумья.
Упоминают о "секретности операции" и запрещают рассказывать родным.
Просят не класть трубку, пока вы выполняете их указания.
Как защититься от телефонных мошенников:
Немедленно положите трубку, даже если звонящий представляется сотрудником банка или полиции.
Перезвоните в свой банк по официальному номеру.
Включите двухэтапную аутентификацию в мобильном банке.
Проведите беседу с пожилыми родственниками и детьми – они в группе риска!
Глава 4. Ложные проверки: "Вам срочно нужно поменять счетчик!"
Реальная история:
Семидесятилетней Анне Петровне "специалист" пообещал бесплатно настроить "зимний режим" окон, а затем потребовал 25 тысяч рублей за замену "сгнившего" уплотнителя.
Как работают аферисты?
Мошенники искусно имитируют работу госучреждений или служб ЖКХ, используя официальный тон, ссылки на законы, поддельные документы с печатями и давление с угрозами отключения услуг.
Они рассылают фальшивые письма и звонят, маскируясь под управляющие компании, Роспотребнадзор или МЧС, чтобы вынудить жертв срочно перевести деньги.
"В последнее время в подъездах жилых домов массово появляются так называемые уведомления о проверке газового оборудования, замене счетчиков, дезинсекции или даже обязательной установке противопожарных датчиков, – говорит лидер томских справедливороссов Галина Немцева. – Эти бумаги выглядят настолько убедительно, что их легко принять за официальные. Но за ними стоят преступники, цель которых – проникнуть в вашу квартиру под любым предлогом".
Как отличить мошенников?
Настоящие службы не ходят без предупреждения! Управляющие компании, газовики или МЧС заранее оповещают о проверках через официальные каналы.
Настоящие коммунальщики не берут деньги на месте! Все платежи – только по квитанциям через банк или портал "Госуслуги".
У каждого специалиста есть удостоверение с номером – вы вправе позвонить в управляющую компанию или ведомство, чтобы проверить личность коммунальщика.
Если к вам пришли без предупреждения – не открывайте! Сразу звоните в свою управляющую компанию или аварийную службу и уточняйте, действительно ли назначена проверка.
Помните: мошенники играют на вашей законопослушности. Не бойтесь перепроверить – это ваше право и главная защита от обмана!" – предупреждает Юрий Полонянкин.
Глава 5. Как защититься от мошеннических кредитов: инструкция для томичей
Современные мошенники освоили множество способов оформления кредитов на ничего не подозревающих граждан, используя украденные паспортные данные, которые получают через фишинговые сайты или взломанные базы. Они активно пользуются упрощенной процедурой онлайн-кредитования, где для оформления займа достаточно копии паспорта и кода из SMS. Кроме того, преступники применяют методы социальной инженерии – звонят под видом сотрудников банка и под разными предлогами выманивают персональные данные.
Три способа защитить себя от нежелательных кредитов:
1. Оформите "Самозапрет на кредитование". Это можно сделать через "Госуслуги" (раздел "Финансы и кредиты"), в любом отделении кредитной организации или через приложение банка (в настройках безопасности). Можно выбрать полный запрет на все кредиты или только на онлайн-кредиты и займы в микрофинансовых организациях.
2. Регулярно проверяйте кредитную историю. Через "Госуслуги" можно узнать список бюро кредитных историй (БКИ), которые хранят информацию о вас. Два раза в год кредитную историю в каждом БКИ можно посмотреть бесплатно, а за следующие запросы нужно будет платить. Если увидели незнакомый кредит или заем – сразу обращайтесь в указанную кредитную организацию и полицию.
3. Защитите персональные данные. Никому не передавайте фото паспорта (особенно по телефону или в мессенджерах), не вводите данные на сомнительных сайтах, установите двухфакторную аутентификацию в банковских приложениях.
В начале 2025 года мы помогли томичке Юлии Б. аннулировать кредит перед банком на сумму более полумиллиона рублей, который оформили мошенники. Суд посчитал претензии коллекторов необоснованными", – рассказывает Юрий Полонянкин.
Эпилог: Как жить без страха
Главные правила безопасности
Если слышите фразы "срочно", "осталось всего полчаса" или "время давно уже вышло", насторожитесь! Мошенники всегда торопят, а сотрудники госорганов или реальных банков такими аргументами никогда не оперируют.
Проверяйте информацию через официальные источники – зайдите на сайт банка, сами свяжитесь с полицией, перезвоните своим близким, которые якобы попали в беду.
Установите максимально возможную защиту ваших устройств и личных кабинетов (ограничение на кредиты, антивирусные программы, двухфакторная аутентификация).
"Если же вас все-таки обманули – сразу обращайтесь в полицию и к специалистам нашего центра. В 2024 году мы вернули жителям области 125 миллионов рублей, и опыт по защите прав граждан у нас огромный", – резюмирует Юрий Полонянкин.
Будьте бдительны – и ваши деньги будут в безопасности!
Контакты Центра защиты прав граждан:г. Томск, ул. Гагарина, д. 3, стр. 2.
Телефоны: +7 (3822) 51-04-38 и +7 (3822) 30-12-85.
Школа правовой грамотности для каждого
По адресу г. Томск, ул. Гагарина, д. 3, стр. 2 находится приемная депутата от Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Галины Немцевой. Здесь каждый четверг проходят бесплатные образовательные семинары, где томичи могут получить практические знания по самым актуальным вопросам.
Защита от мошенников
Как распознать телефонных и интернет-аферистов.
Что делать, если вы уже стали жертвой обмана.
Разбор реальных случаев из практики.
Медицинские права
Как получить положенные бесплатные лекарства и льготы.
Как оформить налоговый вычет за лечение.
Как справиться с бюрократией в поликлиниках.
ЖКХ: проверь свою платежку
Как находить ошибки в начислениях за услуги ЖКХ.
Законные способы оспаривания завышенных тарифов.
Что делать, если управляющая компания неверно рассчитала платеж и отказывается признавать свою вину.
Пенсионные права
Проверка правильности начисления пенсии.
Как оформить доплаты и льготы.
Новые изменения в пенсионном законодательстве.
Почему стоит прийти?
Все семинары ведут эксперты-практики: депутат Галина Немцева и руководитель Центра защиты прав граждан Юрий Полонянкин.
Разбор реальных случаев – никакой сухой теории, только практические советы.
Ответы на личные вопросы – после каждой лекции можно получить индивидуальную консультацию.
Не упустите шанс узнать больше о своих правах! Подробности и расписание семинаров можно узнать, позвонив по телефонам +7 (3822) 51-04-38 и +7 (3822) 30-12-85, или на сайте регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ в Томской области: tomsk.spravedlivo.ru