Вам шашечки или ехать? Почему депутаты вновь не приняли у мэрии новую транспортную схему
27 сентября 2024
Депутаты Думы Томска на заседании комитета городского хозяйства в очередной раз отвергли предложения мэрии по изменению транспортной схемы города. Напомним, текущая маршрутная сеть в Томске действует с 2020 года. Контракты с перевозчиками были заключены на пять лет, до конца 2024-го. Новую маршрутную сеть пытаются утвердить с марта, однако депутатов она в корне не устраивает.
"Основной недостаток предложенной схемы – это сокращение количества маршрутов, – пояснил депутат от фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ Константин Ушаков. – Если вспомнить десятые годы, у нас было более 20 маршрутов с интервалом движения 3-4 минуты. В любую точку города люди могли спокойно уехать. В 2020-ом схему оптимизировали, создали базу, которую, на мой взгляд, сокращать дальше некуда, нужно только дополнять с учетом новых крупных жилых микрорайонов".
Специалисты мэрии говорят о том, что в прошлом 4 маршрута самоликвидировались из-за нерентабельности. Однако, это произошло в период жёсткого локдауна из-за эпидемии коронавируса, когда пассажиропоток резко сократился. Предполагается, что новые контракты будут заключать на семь лет, до 2032 года. И депутаты не видят оснований считать, что пассажиров станет еще меньше. Напротив, заселится Супер Восток, левобережье, конец Иркутского тракта и другие территории, где идет активное строительство.
"Мы уже видим, что, например, жители Зеленых горок ничего не приобретут от изменений, только потеряют. И мы указывали на эти недочеты разработчикам. К сожалению, большинство наших предложений не было учтено, мэрия стоит на своем. Доходит до абсурда – выполнять так называемые рейсы-вертушки в отдаленные районы планируется не тем автобусом, что стоит там на конечной, а совершенно другим маршрутом. Это не только нелогично, но и неизбежно приведет к срыву графиков движения", – пояснил Ушаков.
Сейчас перевозки в Томске осуществляют порядка 250 автобусов, хотя парк – около 400. В мэрии уверены, что причина – нехватка водителей. И при разработке новой сети учитывался острый дефицит кадров.
"Этот аргумент, на который бесконечно ссылается мэрия, вообще никакой критики не выдерживает, – возмутился Константин Ушаков. – Следуя такой логике, нужно и школы закрывать, у нас ведь учителей тоже не хватает. Транспортную схему мы должны разрабатывать под нужды томичей, а не под потребности перевозчиков. Если проблема кадров, действительно, так остро стоит, давайте решать ее – давайте обучать водителей за свой счет с условием, что они отработают, допустим, какое-то определенное время".
Вторая проблема, которую обозначил депутат, – это конкуренция, точнее, ее отсутствие: "В силу того, что администрация затянула с публикацией информации по требованиям к подвижному составу и вообще к конкурсным процедурам, то, насколько мне известно, на сегодняшний день только один перевозчик отвечает тем требованиям, которые рано или поздно будут озвучены. Соответственно, мы можем оказаться в заложниках у монополиста, чего так давно и долго боялись".
Одним из решений сложившейся проблемы Ушаков видит в том, чтобы отложить конкурсные процедуры до лета. Схему городского транспорта необходимо доработать в связке с областью, как это было запланировано изначально, и учесть межмуниципальные маршруты, которые возят пассажиров в Богашево, Лоскутово, Дзержинское и другие села.