ЕГЭ как социальный лифт: почему полная отмена экзамена может ударить по регионам
24 декабря 2025
Глава фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Сергей Миронов выступил с резкой критикой системы единого государственного экзамена (ЕГЭ). По его мнению, подготовка школьников к этому тестированию не отражает реальной потребности в знаниях и негативно сказывается на уровне высшего образования. Политик убеждён, что пока в школах сохраняется ЕГЭ, позитивные изменения в среднем образовании невозможны.
"Основная нагрузка на школьника сегодня вызвана подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ, а вовсе не объёмом знаний, объективно необходимых современному ученику", – заявил Миронов, добавив, что нагрузка растёт, а качество подготовки падает. Он также сослался на данные о большом числе студентов, которые успешно сдали ЕГЭ, но затем не справляются с программой вуза, что, по его мнению, доказывает неэффективность системы.

Однако в региональном политическом сообществе звучат более взвешенные оценки. Депутат Законодательной Думы Томской области Галина Немцева, комментируя инициативу, подчеркнула другую, социально значимую сторону ЕГЭ.
"Нельзя подходить к этому вопросу однозначно. Для тысяч талантливых ребят из Томской области и других регионов ЕГЭ уже много лет остаётся единственным реальным и справедливым шансом поступить в ведущие столичные вузы на равных условиях, – отмечает Немцева. – Полная отмена экзамена без продуманной альтернативы может лишить их этой жизненной возможности, усугубив и без того серьёзное неравенство между центром и регионами".
По её мнению, проблема заключается не в самом принципе единого экзамена, а в его содержании и в том, как он трансформировал учебный процесс. "Критика в адрес "натаскивания" на тесты абсолютно справедлива. Школа действительно стала фабрикой по подготовке к ЕГЭ, а не местом получения фундаментальных знаний. Но выход – не в отмене, а в глубокой модернизации системы, – считает депутат. – Нужно возвращать в экзамен творческие и аналитические задания, развивать устные форматы, давать вузам возможность учитывать портфолио ученика. И, что очень важно, – предоставить выпускникам выбор: сдавать ЕГЭ или традиционные выпускные экзамены, в зависимости от их дальнейших планов".
Таким образом, дискуссия об образовательном будущем страны выходит за рамки простого "за" или "против" ЕГЭ, отмечает политик. Любая реформа должна, в первую очередь, сохранить социальную функцию образования – быть лифтом для способной молодёжи из любой точки России.